PostHeaderIcon В 75 лет на Эльбрус

Приветствую всех поклонников системы Голтиса, его самого, всех его друзей и помощников. Благодаря этой замечательной системе летом прошлого года мне удалось совершить восхождение на Эльбрус. Это был замечательный год, наполненный прекрасными и значительными событиями. Мне исполнилось 75, а Голтису 50. Поэтому я и преподнес свое восхождение Голтису в качестве подарка. А теперь обещанный отчет (лучше поздно, чем никогда).

Этот отчет посвящается родителям, дедушкам и бабушкам, которых молодые друзья системы пытаются втянуть в ИИ. Я вспоминаю прошлогодний Карпатский семинар. Многие молодые люди фотографировали нас с женой, что бы показать своим предкам, что система ИИ не имеет возрастных границ. Удачи им. А теперь, все по порядку.

Все началось с того, что мой сын (ему тоже исполнилось 50 в прошлом году) взошел на Эльбрус после 4-й попытки (два раза не пустила непогода, один раз несчастный случай, пришлось спускать пострадавшего). Это было в 2008 году. Мой друг Петя Денисенко (опытный альпинист, кандидат в мастера) рассказывал об этом восхождении (он был там инструктором). И я заметил, что для меня взойти на Эльбрус — это уже совершенно неосуществимая мечта. Петя возразил мне, сказав, что это вполне возможно, и рассказал, как известный украинский альпинист Моногаров совершил восхождение в 80 лет. Да, но Моногаров, легенда Советского альпинизма, всю жизнь посвятил спорту и ни одного дня не пропустил, тренируя свое потрясающее тело, а я всю жизнь, активно занимаясь наукой, мог уделять спорту лишь очень небольшие промежутки времени.
untitled-6
Несколько сезонов в альплагерях на Кавказе в начале 70-х, когда мне уже было за 35, немного горного туризма, пробежки в Голосеевском лесу, вот практически и все. Последний раз был в серьезных горах в 1989 году (Памиро-Алай, альплагерь Аксу). Затем смутное тяжелое время 90-х, борьба за выживание, некоторый успех 2000-х, но здоровье становилось все хуже и хуже. Излишний вес, тяжело переносимые простудные заболевания, головные боли, снижение рабочего ритма, гипертония, суставы, спина… . В общем, старость приближается. Надо кардинально что-то менять. Тут я вспомнил йогу, которой занимался еще в далекой молодости. Возврат к йоге стимулировала одна врач, которой я рассказал о свих увлечениях в молодые годы. Она заметила «А почему вы не занимаетесь йогой сейчас?». Мысль эта провалилась в подсознание, сидела там около года, потом выплыла в один прекрасный день, и я вернулся к йоге. К тому времени у меня был прекрасный трехтомник Сарасвати. Его подарили мне друзья к 70-летию. Вскоре я восстановил почти все упражнения хатха-йоги, которые делал в молодости, кроме стояния на голове (все-таки склероз сосудов) и позы павлина (мышц не хватало уже). Снизился вес, стало легче работать, но все еще принимал таблетки от давления. Йога требует много времени, а его постоянно не хватает. Полного удовлетворения не было. И тут бог послал мне знакомство с системой Голтиса. Я увлекся этой системой сразу. Привлекла полнота и ясность идеи. Поверил, и вот уже три года живу с ИИ.

Так что же, может быть система — это достаточно сильное оружие для того, что бы осуществить мечту? Совершить невозможное! Исцеляющий импульс против опыта всей жизни 80-летнего Моногарова. И я снова поехал на Кавказ. В мое любимое Баксанское ущелье. Сначала сам, просто походил, погулял, побегал, вспомнил любимые места. А на следующий год, 2010, уже с полным альпинистским снаряжением, в небольшой группе ветеранов альпинизма, отправился испытывать себя.

Перед поездкой на Кавказ в Карпатах, прощаясь с Голисом, я рассказал о своем замысле и попросил пожелать удачи. Голтис услышал меня, пожелал удачи, и это пожелание передалось мне с такой сильной энергетикой, так укрепило меня в убеждении, что все будет здорово, что эта вера не покидала меня на протяжении всего путешествия. Я также попросил моего духовника отслужить молебен об успехе мероприятия. И Бог поддержал меня, и все получилось!

untitled-2_0Теперь о самом восхождении. Эльбрус гора достаточно простая (2А по 6-бальной шкале). Вся сложность в том, что это высотное восхождение (высота Западной вершины, на которую мы поднимались, — 5642м). И еще — погодные условия. Очень критический фактор. Метель и сильный ветер может быть не самое страшное (при хорошем снаряжении). Но, теряется тропа, ориентация, выходишь на крутые скалы, а дальше возможно все. Моногаров просто заночевал на вершине.

Сейчас Эльбрус — это очень доходное коммерческое предприятие. Из долины Азау комфортная кресельная дорога протянута сейчас аж до «бочек» (3500), а далее мощные ретраки везут желающих до скал Пастухова (4000). И толпы туристов, среди которых очень много иностранцев, совершают восхождения под руководством опытных гидов (предварительно пройдя акклиматизацию в течение 10 дней). Для гидов это не плохой зароботок. Далеко не все проходят оставшиеся 1.5 км, но для здорового молодого человека при хорошем раскладе восхождение вполне возможно, даже при отсутствии альпинистского опыта. Ну, а спортсмены-экстремалы организовывают соревнования и восходят на Эльбрус за рекордно короткие сроки: рекорд от бочек 2:36:02, рекорд из долины Азау 4:19:09 (Challenge для команды Equites).

Мне удалось оторвать себя от суетных дел более, чем на целый месяц. Это был незабываемый месяц. Нас было 5 человек. Две альпинистки Виктория и Ольга, которые выглядели значительно моложе своего возраста, отличные скалолазки, энтузиасты альпинизма, Андрей, могучий парень лет 40, он носил все самое тяжелое, руководитель нашей команды Петр Денисенко и я со своей мечтой взойти на «Гору счастья (Ашхамахо)». Устроились на МБС (Медико-биологическая станция). Петя и Андрей в палатках, я и женщины в номерах. Мне был предоставлен двухкомнатный «люкс» с кухней. Здесь была наша «Штаб-квартира», здесь мы готовили еду и обсуждали текущие планы.

Ключевым моментом нашей деятельности было получить как можно больше акклиматизации. Восхождение должно быть спортивным: никаких подъемников и ретраков. Безопасность и надежность превыше всего. Обычная методика акклиматизации состоит в следующем: подъем на высоту, спуск, отдых, снова подъем, но уже выше и т.д., словом — суперкомпенсация в чистом виде. На следующий день после приезда мы поднялись на первую станцию подъемника на Чегет (разумеется, без подъемника) и переночевали там (2750). Утром спустились на МБС и отдохнули. Через день поднялись на вторую станцию подъемника (3100) и после ночевки совершили тренировочное восхождение на малый Донгуз-Орун. В дни отдыха купались в небольшом озере, которое питается водой из горного ручья, обливались нарзаном, собирали чернику и землянику. После недели тренировок на Чегете, начали приближаться к Эльбрусу. Сначала поднялись на пик Терскол, где расположена международная астрономическая обсерватория. Провели там два дня. В это время три человека из нашей команды совершили восхождение на вершину Терскол-АК (я еще не был готов к такому, достаточно серьезному, восхождению и только проводил восходителей до 105 пикета). Следующим этапом была ледовая база (около 3000). Здесь в уютной хижине мы провели три дня и две ночи.

untitled-3_0В этом месте когда-то была база Высокогорного Института (ВГИ). Сегодня можно увидеть лишь жалкие останки, вызывающие ассоциации с Армагеддоном и «Сталкером». У ребят возникло желание восстановить один из сохранившихся домиков так, что бы там можно было останавливаться. Он наполовину был заполнен льдом. Выгребли часть этого льда, позакрывали окна, привели в порядок лежанки, двери, в общем сделали, что могли. Даже печку растопили. Если найдутся энтузиасты продолжить инициативу, то вскоре будет еще одна уютная хижина. Людей здесь мало. Трое восходителей остановились на одну ночь. И еще двое ребят из Киева. Прогулки на ледник напомнили Великую Отечественную. Нашли останки наших солдат, боеприпасы. Здесь было пролито много крови.

Снова спуск и отдых на МБА. Провел однодневное голодание с водой (обычно я голодаю всухую, но здесь жалко было терять возможность лишний день попить целебную кавказскую воду). Начали готовиться к восхождению. Доктор Анатолий Гениуш, который должен сопрвождать наше восхождение (не даром, конечно), спросил глядя на меня скептически: «А на х... тебе все это?» Вопрос был неожиданным и застал врасплох. Как-то отшутился, но потом все время возвращался к нему. И только через некоторое время, когда все уже было позади, я нашел более точный ответ. Он не сложен. Нужно знать пределы своих возможностей для того, что бы пользоваться ими в полной мере для достижения своих целей. Мои цели ясны: отдалить старение и сохранить работоспособность до конца дней. Для того, что бы знать свои пределы, нужно время от времени проводить эксперименты приближаясь к границам, затрачивая максимум усилий. Это не просто, рисковано, нужна поддержка людей и высших сил, нужен высокий душевный (духовный) подъем. Результат того стоит. Я нашел свой путь. Он лежал через вершину Эльбруса — прекрасной, божественной горы, гордости и святыни кавказских народов, населяющих эти горы, людей красивых, мужественных, с открытым сердцем и прекрасной душой.

untitled-41И вот, начался последний этап подготовки к восхождению. Поднимаемся постепенно. Сначала на старый кругозор (первая остановка канатки на склонах Эльбруса). Переночевали. На следующее утро, поднялись к бочкам. Здесь в нашем распоряжении снова уютный домик с электричеством и газом (домик гляциологов). А вечером — первое серьезное испытание, выход с Петей на скалы Пастухова. Чуть-чуть не дошли. У меня не хватило сил. Но тренировочный акклиматизационный выход на 4500 все же состоялся. Вернулись в домик. Снова отдых.

И вот настал последний день перед восхождением. Женщины с Андреем еще накануне вышли на скалы Пастухова, поставить там палатку и ночью присоединиться к нам. Как потом оказалось — это было ошибкой. Когда они вышли на восхождение, не хватило сил, пришлось возвращаться. А мы с Петей готовились к восхождению. Отдыхали, пытались заснуть, копили физические и моральные силы. Вышли вскоре после 8 вечера. Я, Петя и доктор, который присоединился к нам незадолго до выхода. Шли достаточно медленно. Скалы Пастухова прошли легко и незаметно. Идти ночью значительно легче, поскольку снег твердый, кошки работают хорошо. Днем же в хорошую погоду снег мягкий, раскисает, текут ручьи, идти трудно.
После скал Пастухова начался длительный изнурительный путь по крутому склону. Серпантин и косая. Часа в три снизу появились огоньки других групп, также устремившихся вверх к вершине. Более молодые восходители догоняли и перегоняли нас. Труднее всего было на серпантине. Мечтали о том, что бы выйти на косую. Сопровождала крупная белая собака.

Косая была очень длинной, но, наконец, и она кончилась. Утром около 8 вышли на перемычку. Здесь сейчас построен приют (4 палатки). Мы зашли в свободную, доктор бросился спать. Потом привели девушку, страдающую от горняшки, что бы ее обогреть и приласкать. Через пару часов были готовы к решающему этапу восхождения. Начали подниматься, и тут... я почувствовал, что не могу двигаться. Силы меня покинули. Отчаяние, необходимость возвращаться назад, когда до вершины оставалось всего 500 м. по вертикали. Это был удар. Внезапно приходит в голову мысль: а что, если переночевать на перемычке и начать восхождение завтра. Идея принимается безоговорочно и мы начинаем дневку. Доктор объявил, что со мной уже ничего не случится и пошел вниз заниматься своими делами (он водит группы на Эльбрус). Варим кашу, любуемся видами, готовимся к завтрашнему дню. Петя знает, что где-то здесь есть пещера. Пошел ее искать. Увы, все засыпано глубоким снегом.

untitled-57 Августа. Всю ночь шел снег. Утром — замечательная ясная солнечная погода. Подождали, пока первые восходители протопчут тропу и пошли на восхождение. До вершины весело дошли примерно за два часа. И вот он желанный миг. Последний короткий подъем я пробежал как бегун, готовый выложится до последнего, что бы первым коснуться финишной ленты. И тут произошло чудо. Стоило мне ступить на вершинную площадку, как с севера грянул гром. Оглянувшись, увидели черные тучи, медленно подымавшиеся по северным склонам. Внутри туч сверкали молнии. Сверху еще сияло яркое солнце, но уже потянул ветерок. С вершины ушли почти последними. После нас было еще пару человек. Пока спускались до перемычки, наступила настоящая непогода. Хорошо протоптанную тропу очень быстро замело снегом. Поднялась метель. Волей-неволей пришлось еще одну ночь провести на перемычке. А я радовался этому обстоятельству. Дело в том, что мне было очень хорошо на высоте. Одышки практически не было. Ну, уставал, отдыхать приходилось чаще, чем хотелось бы. Но после короткого отдыха дышалось всегда легко и вкусно. Петя, который любит все объяснять, говорит, что древний человек жил в горах и, поэтому, на высоте 3000 м. — оптимальная среда обитания.

Снова утро и снова погода идеальная. Нужно скорее спускаться, пока внизу не разлились реки и не раскис снег. Спуск был легким. Ощущение счастья от встречи с величайшей горой Европы долго не покидало нас. Колени настолько размялись, что легко сел в позу лотоса и просидел так несколько минут балдея от удовольствия. Еще одна ночь в хижине и возвращение на МБА. С большим сожалением прощались с горой.
Но впереди нас ждал еще один бонус. Через три дня я, Петя и Андрей отправились в ущелье Терскол и совершили еще одно восхождение. На вершину Терскол-АК. Теперь я уже был готов к этому восхождению.
Этот отчет я писал целый год. Не до того было. Год был очень напряженный. Поездки в США, Великобританию, Латвию, Новосибирск, напряженная работа в компании, в Институте и в Университете, все это требовало большой отдачи и интеллектуального напряжения. ИИ снабжал куражом и поддерживал в хорошей физической форме. Наконец, отдых. В Мае поехал с супругой в Форос. Мы были в санатории «Форос», а Петя Денисенко — на Парусе. Это такая скала недалеко от Фороса. Прекрасная популярная лаборатория скалолазания.

Конечно, я практически каждый день ходил туда заниматься скалолазанием. Готовился снова поехать на Кавказ. К сожалению, этим планам свершиться не удалось. Боксан закрыт. Антитеррористическая операция. Но, унывать нечего. Поедем в Альпы. Даст Бог, совершим восхождение и там.
В заключение, еще раз благодарю Господа, который дал возможность познакомиться с Голтисом и его системой. Она работает! И еще я благодарен всем тем, кто меня поддерживал и верил в успех: Голтису, без которого все это было бы невозможно, мою жену, которая верила и не показывала своего беспокойства, Петру Николаевичу Денисенко и его друзьям, с которыми было приятно и надежно, доктору Анатолию Гениушу, моему духовнику, отцу Владимиру. А так же всем ИИ-шникам, которым желаю успехов на всех жизненных поприщах.

Напишите комментарий

КУПИТЬ КНИГУ
htmlimage
Подпишись на бонусы!
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваш город:
21 запросов. 0.300 секунд.